[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

6.1.1.1 Управление ожиданиями

(6.1.1.P1)

Определяя работу на Шаге 1, Вы провели первичный анализ участников проекта (см. 1.1.3.2. Анализ заинтересованных сторон). Такой анализ необходимо периодически повторять, оценивая, насколько заинтересованные стороны вовлечены в Ваш проект. Вы должны подтвердить относительную важность различных участников для проекта а также их заинтересованность. Если что-либо изменилось с момента предыдущей оценки или кто-либо окажется недостаточно, по Вашему мнению, вовлеченным, придется обновить Ваш подход и план мероприятий по работе с заинтересованными сторонами. Возможно, что по ходу проекта Вы обнаружите новых участников, которых также необходимо будет учесть при Вашем анализе.

Управлять ожиданиями клиента всегда важно, но осебенно - если Ваш проект большой, предполагает причастность многих сторон, социально чувствителен или критически важен для бизнеса. Если ожидания управляются достаточно хорошо, все заинтересованные стороны спокойны в отношении возможного исхода даже тогда, когда проект идет не совсем так, как замышлялось изначально. Если ожиданиями не управлять, то даже при успешном развитии проекта многие участники будут относиться к нему с подозрением, и Вы будете испытывать на себе их недовольство.

Нажмите здесь для просмотра диаграммы данного процесса

 

Управление ожиданиями означает поддержание заинтересованных сторон достаточно информированными о том, как проект выполняется, а также о всех изменениях, которые происходят в его понимании и могут затронуть ранее достигнутые соглашения. Без поддержания такой информированности, некоторые неприятные сюрпризы для заинтересованных сторон могут обернуться фатальными последствиями для Вашего проекта (да и для Вас тоже). В первую очередь менеджер проекта должен активно вовлекать в проект клиента и его персонал, чтобы быть абсолютно уверенным, что ожидания клиента максимально адекватны обстановке в проекте и совпадают с его собственными ожиданиями. Как минимум, клиент должен быть охвачен эффективными коммуникациями, чтобы знать максимально все о проекте и его перспективах. Вы также должны информировать клиента о всех существенных новостях (хороших и плохих) прежде, чем он их узнает из других источников.

Следующий процесс поможет Вам установить общее направление для успешного управления ожиданиями:

 

Роль

Управление ожиданиями

1

Менеджер проекта, Клиент

Достигнуть соглашения

Вероятно, это самый очевидный и самый важный этап. Будет трудно или невозможно управлять ожиданиями клиента, если у Вас с ним не будет достигнуто некоторого исходного соглашения. Для этого существуют два главных инструмента. Первый - это Устав проекта, одним из назначений которого является как раз подтверждение согласия команды и клиента проекта относительно объема, результатов поставки, допущений, рисков, бюджета, сроков и т.п. Другим очевидным инструментом может являться спецификация требований. Составление такой спецификации и утверждение ее клиентом - также эффективный шаг к достижению исходного соглашения.

2

Менеджер проекта

Управлять изменениями

Достигнув исходного соглашения с клиентом, Вам в дальнейшем необходимо, чтобы все существенные для прокта изменения проходили через процедуру управления изменениями, то есть рассматривались и утверждались клиентом (спонсором). Только в таком случае ожидания клиента будут поддерживаться в адекватном состоянии.

3

Менеджер проекта

Упреждающе коммуницировать

После достижения исходного соглашения продолжайте упреждающе доводить необходимую информацию о проекте посредством регулярной статус - отчетности и других мероприятий, которые Вы предусмотрите в Плане управления коммуникациями. Особенно важно не утаивать от клиента трудностей и сложностей, которые могут когда-нибудь затронуть исходные соглашения. Главное назначение таких коммуникаций - не допустить сюрпризов. Все самые свежие новости о проекте клиент должен узнавать только от Вас.

4

Менеджер проекта

Периодически оценивать производительность

Менеджер проекта, выполняя свои обязанности, регулярно оценивает, как развивается проект. Эту оценку необходимо соотносить с текущими ожиданиями клиента. Если Вы замечаете первые признаки расхождений, Вы должны принять адекватные меры для возвращения проекта в рамки договоренностей и все обстоятельства вместе с принятыми мерами довести до клиента.

5

Менеджер проекта

Коммуницировать при нарушении ожиданий

Достигнув исходного соглашения, Вы будете стараться ему соответствовать. Одной из общих ошибок, совершаемых многими людьми, является то, что если соглашение нарушено, они избегают об этом признаться клиенту. Напротив, клиент должен об этом узнавать в первую очередь от Вас вместе с изложением причин и перспектив дальнейшего соответствия ожиданиям.

6

Менеджер проекта

Обновит ожидания при необходимости

Обнаружив, что исходное соглашение все-таки не может быть выполнено, Вам надлежит изложить клиенту обстоятельства и предложить пересмотреть его. Если Вы перед тем эффективно коммуницировали и держали клиента в курсе главных событий, клиент будет уже готов к такому разговору. Чтобы облегчить персмотр соглашений, Вам стоит потратить больше времени на подготовку к разговору и предложить ряд различных вариантов нового решения. Наприме, сделать меньше за те же сроки или деньги, сделать весь объем, но позже, увеличить бюджет, частично уменьшить требования по качеству и т.п. Если клиент найдет наиболее устраивающее его потребности решение, Вы сможете перезаключить соглашение об основных параметрах проекта, и ожидания будут таким образом откорректированы.

7

Менеджер проекта, Клиент

Выполнить соглашение

Рассмотрите завершенную работу с клиентом, чтобы определить, насколько она удовлетворила ожидания. Если есть потребность, согласуйте с клиентом, можете ли Вы что-либо сделать, чтобы ожидания были выполнены полностью.

[Пред. страница - 6.1.1 Малые проекты]   [След. страница - 6.1.2 Управляй коммуникациями / Средние проекты]