A1.3 Управление проектом и управление продуктом

 

Проекты и продукты

(A1.3.P1)

Проект - это путь, приводящий большинство новых работ к завершению. Проекты выполняются во всех организациях. Проекты могут управляться с применением общего набора процессов управления. Термин "управление проектом" относится как раз к таким процессам, которые позволяют организовать работу по созданию или улучшению продукта.

Продукт, с другой стороны, является материальной единицей, которая произведена в результате проекта, или, возможно, куплена у продавца. (Продавец, возможно, сам создавал исходный продукт путем проекта). Если продукт имеет временный характер или короткий период существования, то чаще всего, о каком-либо особом управлении таким продуктом речь не заходит. Управления, как правило, требуют продукты, создаваемые на продолжительный период времени, в течение которого они будут эксплуатироваться, обслуживаться и совершенствоваться.

"Управление продуктом" является подходом, обеспечивающим централизованную координацию действий, охватывающих замысел, бизнес-обоснование, создание, долгосрочную поддержку и улучшение продукта. Работы по управлению продуктом выполняются на протяжении всего жизненного цикла продукта. Человека, который выполняет эти обязанности, называют Менеджером Продукта.

Роль менеджера продукта изменяется в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится продукт. Процесс управления продуктом может начаться в течение проекта, который создал продукт. Если Вы купили продукт, процесс управления продуктом может начаться с момента покупки или немного ранее, в процессе оценки и выбора продукта. Далее приведены некоторые из обязанностей менеджера продукта, разрабатываемого как для внутренних потребностей компании, так и для внешнего заказчика.

Замысел

  • Зафиксировать идею продукта для последующего всестороннего анализа.

  • Выявить и проанализировать возможности и перспективы использования продукта.

Бизнес-обоснование

  • Провести идею продукта через процесс бизнес-планирования компании, чтобы подтвердить возможность ее дальнейшего финансирования. Если такая возможность не подтверждается, то процесс управления продуктом на этом и завершается.

Проект

Создание нового или модернизация продукта всегда являются результатом проекта. С этой точки зрения роли менеджера продукта и менеджера проекта могут пересекаться. При определенных условиях менеджер продукта может быть назначен также и менеджером проекта по его созданию, хотя в более общем случае руководство проектом поручается соответствующему специалисту, который более эффективно сможет привести проект к успешному завершению. При этом, менеджер продукта должен:

  • Координировать тестирование нового продукта и его новых версий, включая координацию пилотной эксплуатации продукта потенциальными пользователями.

  • Определять готовность продукта к передаче в промышленную эксплуатацию, основываясь на данных тестирования и пилотной эксплуатации.

  • Координировать действия по поставке нового продукта и его новых версий.

Сопровождение и поддержка

Данный этап характерен для продуктов с долгим жизненным циклом. Создание и выпуск продукта в эксплуатацию может занять всего несколько месяцев, а его сопровождение и модернизация может затем продолжаться многие годы. Работами по поддержке продукта может руководить и менеджер продукта, но чаще всего для этого привлекается отдельная поддерживающая организация. При этом менеджер продукта будет:

  • Выступать в качестве основного контактного лица при координации действий и в коммуникациях с поставщиком продукта и поддерживающей организацией.

  • Принимать (инициировать) решения о выпуске новых версий продукта.

  • Координировать и отслеживать внедрение новых версий продукта.

  • Отслеживать ведение реестра использования продукта (где продукт развернут или применяется в текущее время).

  • Принимать текущие запросы пользователей на помощь в развертывании новых версий продукта.

Финансовое управление

  • Координировать переговорный процесс по закупке продукта, заключение и исполнение договоров купли-продажи, договоров сервисного обслуживания.

  • Обеспечивать наличие бюджета на закупку и обслуживание продукта.

  • Определять необходимость прекращения или уменьшения платежей за техническое обслуживание и поддержку, опираясь на данные о развитии продукта.

Управление версиями продукта

  • Планировать и координировать выпуск и внедрение новых версий продукта.

  • Координировать приемку и сертификацию новых версий продукта.

Выведение продукта из эксплуатации

  • Определять, когда продукт подлежит выведению из эксплуатации.

  • Осуществлять планирование и руководство выведением продукта из эксплуатации.

  • Организовывать вывод продукта из эксплуатации, удаление из архитектуры (демонтаж, деинсталляцию) и утилизацию.

[Пред. страница - Управл. Проектом и Жизнен. цикл проекта]

[След. страница - Стиль изложения Процесса TenStep]