Игра в «Угадай мелодию» как способ заранее угробить проект

Сколько времени и денег потребуется для выполнения всех работ проекта? Все мы знаем, что с полным пониманием на этот вопрос можно ответить только после подписания акта выполненных работ. Но почему-то очень часто ведем себя вопреки этому знанию. В частности, предпроектные переговоры будущего заказчика с потенциальными подрядчиками нередко напоминают некогда популярное среди пенсионеров телешоу «Угадай мелодию».

Иногда заказчику еще вполне простительно вести себя подобно ведущему этой игры. Не будучи профессионалом в вашей области, он может добросовестно заблуждаться, устраивая «качели» с двумя-тремя возможными подрядчиками. При этом заказчик манипулирует оценками конкурентов и склоняет подрядчиков к снижению стоимости проекта, полагая, что таким образом проводит своего рода тендер. Если же вдуматься, то тендер проводится в корне не так. Тендерные предложения не зря держатся в секрете от прочих участников. Да и решения в тендерах на проекты принимаются не только по ценовому параметру. Но это уже другая тема.

Реальные же последствия такой «телеигры» с проектом чаще всего плачевны и состоят в следующем. Проект статрует изначально недофинансированным и с нереальными сроками. Заказчик, вероятно, получит «суррогатный» результат, не решающий всех предусмотренных проблем. Подрядчик не получает ожидаемой прибыли. Обе стороны получают массу конфликтов, стрессов и т.п. Этот безрадостный список можно продолжать и продолжать.

Теперь традиционный вопрос: «Что делать?».

Потенциальному подрядчику: быть максимально корректным, представляя свои оценки заказчику. Этой теме, пожалуй, стоит посвятить отдельный пост, и я обязуюсь это когда-нибудь сделать.

Будущему заказчику:
1. Максимально точно сформулировать, какие цели преследует (какие проблемы хочет решить) бизнес, заказывая проект.
2. Если есть бюджетные ограничения или критичные даты для будущего проекта, ни в коем случае не скрывать их от потенциальных подрядчиков.
3. Максимально четко обозначить границы и содержание будущего проекта. Возможно, привлечь для этого консультантов (см. например Быстрый запуск проекта).
4. Если есть такая возможность (время и квалифицированные ресурсы), провести полноценный тендер. Но и без тендера, рассматривать ценовые предложения только соотнося их с заявленными трудозатратами.
5. Без сожаления отбросить экстремальные по дешевизне предложения. Скорее всего, они либо непрофессиональны, либо сделаны без детальной проработки, либо умышленно занижены, чтобы получить доступ к вашим деньгам. Все варианты одинаково чреваты будущими проблемами.
6. Четко сознавать, за что он торгуется. Можно пытаться снизить часовую ставку специалистов подрядчика до средней по отрасли (дальше снижать рискованно, поскольку ваш проект превратится в полигон для обкатки новичков). Абсолютно не стоит «сбивать» оценку трудоемкости работ, поскольку это и будет игра в «Угадай мелодию». Давайте вспомним: а все ли участники этой игры, победив в торге, затем действительно угадывали? Вот то-то и оно…

3 ответы
  1. Юрий Плахов
    Юрий Плахов says:

    Здравствуйте, Олег
    Все можно сделать «красиво» и не в теории, а в жизни. Если у заказчика мало денег, то его ожидания тем более должны быть адекватными. И если у заказчика нет соответствующих знаний и опыта (а это почти всегда так), то честный и профессиональный подрядчик должен ему помочь такие ожидания установить.
    Нельзя ожидать полномасштабной автоматизации с высоким качеством исполнения, если соответствующих денег на это нет. Хорошая аналогия — ремонт квартиры. Можно квартиру отремонтировать на любые деньги, здесь существует уйма вариантов, как подогнать ремонт под имеющийся бюджет. Все те же способы подгонки, если еще и не больше, применимы также и в случае с автоматизацией.
    По крайней мере, глупо рассчитывать, что найдутся уникумы, которые сделают больше, с достойным качеством и задешево. У меня и моих коллег масса примеров, когда на тендере побеждал подрядчик ну с очень привлекательной ценой проекта. Заказчик эту цену радостно «проглатывал», не вполне понимая, что в эту цену будет входить. Исход проекта в таких случаях бывает разным, но ожидания заказчика (по срокам, итоговой стоимости, функциональности и качеству реализации) оказываются обманутыми всегда. Я считаю, что обманывать заказчика либо непрофессионально (если обман непреднамеренный), либо неэтично.

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!