[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

2.1.7 Составь график и бюджет / Критический путь

Если Вы используете программные инструменты для составления графика проекта, то эти инструменты, как правило, выделяют работы критического пути красным цветом, чтобы обратить на них особое внимание.

(2.1.7.P1)

Критическим путем называют последовательность работ, которая должна быть завершена в срок, чтобы и весь проект завершился также в срок. Если установленная дата завершения проекта нарушена, это значит, что хотя бы одна из работ критического пути выполнена не вовремя. Критический путь проекта чрезвычайно важно знать, чтобы понимать, где Вы обладаете гибкостью сроков, а где не обладаете. У Вашего проекта может быть множество работ, которые можно завершить с опозданием, но это не приведет к нарушению сроков проекта, поскольку эти работы находятся вне критического пути. С другой стороны, если Ваш проект тяготеет к запаздыванию, то назначение дополнительных ресурсов на работы вне критического пути никак не скажется на ускорении проекта и не приблизит его завершение.

Следует иметь в виду, что критический путь можно вычислить только при условии, что установлены все взаимозависимости между работами Вашего графика. Критический путь зависит от наличия предшественников и последователей у каждой из работ. Если такие взамозависимости не определены или определены не полностью, критический путь будет вычислен неверно.

Логика критического пути

(2.1.7.P2)

В каждом проекте, независимо от его сложности, всегда найдутся такие работы, которые могут стартовать раньше или завершиться позже, не оказывая влияние на финальную дату проекта. При этом, промежуток времени между самой ранней датой, когда работа МОЖЕТ завершиться, и самой поздней датой, когда работа ДОЛЖНА завершиться, принято называть временным резервом. Подобный временной резерв существует и между самой ранней датой, когда работа МОЖЕТ начаться, и самой поздней датой, когда работа ДОЛЖНА начаться. По определению, если у работы есть временной резерв, значит она НЕ НАХОДИТСЯ на критическом пути.

Далее обратимся к работам, у которых нет временного резерва. Такие работы не могут начаться раньше, поскольку они ожидают завершения работы - предшественника. Они также не могут быть завершены позже запланированной даты, поскольку это приведет к задержке последующих работ и завершения проекта в целом. Какие-то работы - последователи у такой работы обязательно не будут иметь временного резерва, то есть будут плотно "вставлены" в график между другими такими же работами без какой-либо свободы в датах начала и завершения. Таким образом, критический путь состоит из самой длинной последовательности работ, которые обязательно должны быть начаты и завершены в точности по графику. Иными словами, это самая длинная последовательность работ без временного резерва. Именно поэтому, если одна из работ критического пути запаздывает, то будет запаздывать и весь проект, если только не удастся сэкономить время на каких-либо других работах критического пути.

Таким образом, дата завершения проекта полностью определяется критическим путем. Если предположить, что у проекта нет критического пути, то это бы значило, что у всех путей сетевой диаграммы проекта есть временные резервы. В таком случае, Вам бы ничего не стоило сократить график работ, удалив из него самый малый резерв, и завершить проект досрочно. Но у такого "сокращенного" графика уже один из путей остался бы без временного резерва. Все работы этого пути должны были бы начинаться и завершаться строго одна за другой без какой-либо свободы в сроках. То есть этот путь стал бы критическим, и его продолжительность стала бы определяющей для продолжительности всего проекта.

Путь В является критическим, поскольку все работы этого пути следуют одна за другой. На этом пути нет резервов времени (временных промежутков между работами), тогда как на других путях, очевидно, они есть. По определению, критический путь - это путь, у которого отсутствует временной резерв.

Например, предположим, что Ваш проект должен длиться девять месяцев. Ваше программное обеспечение вычислило критический путь, на котором расположены 22 работы различной продолжительности и трудоемкости. Вторая по счету работа критического пути по оценке должна длиться восемь дней. После начала выполнения этой работы стало очевидно, что она займет не восемь, а девять дней. Вы обнаружите, что Ваш проект теперь будет длиться девять месяцев и один день. То есть задержка выполнения всего-лишь одной из 22 работ сразу же приведет к задержке на один день всего проекта. И если Вам не удастся наверстать этот день на последующих работах критического пути, то проект так и будет запаздывать до самого завершения.

Почему критический путь так важен?

(2.1.7.P3)

Откровенно говоря, во многих проектах не обязательно определять критический путь. Особенно это касается малых проектов. В то же время, для больших и сложных проектов понимание критического пути является жизненно важным. И вот почему. Если проект имеет тенденцию к запаздыванию, и Вы пытаетесь предпринять упреждающие меры к его возвращению в график, очень важно знать, какие работы относятся к критическому пути. Напомним, что это работы, слудующие друг за другом без резерва времени. Следовательно, Вам не удастся приблизить дату завершения проекта, если Вы не сократите какие-либо работы критического пути. Назначая дополнительные ресурсы на некритические работы, Вам удастся ускорить их выполнение, но это никак не отразится на сроках проекта. То есть прежде, чем Вы станете задумываться о мерах по ускорению работ, Вам следует понять, из каких работ состоит критический путь вашего проекта, а затем только предпринимать какие-либо действия по ускорению именно к этим работам.

Критический путь может измениться

(2.1.7.P4)

Между стартом и финишем проекта может существовать сколько угодно последовательностей работ. На практике может случиться, что у проекта будет существовать одновременно несколько критических путей, если у всех у них не будет временных резервов, и все они будут завершаться одной датой. Как правило, такие множественные критические пути многократно пересекаются на общих для них работах.

Учитывая наличие множества различных путей в сетевой диаграмме проекта, не так уж трудно представить, что критический путь может со временем изменяться. Например, вернемся к предыдущему случаю с критическим путем из 22 работ общей продолжительностью 9 месяцев. Предположим, что одновременно существует также путь из 19 работ продолжительностью 8,5 месяцев. Если Вы попытаетесь сократить график, чтобы завершить проект за 8 месяцев, это создаст дополнительное препятствие. В первую очередь, Вы сосредоточитесь на ускорении работ девятимесячного критического пути. Однако, сократив его до 8,5 месяцев, Вы обнаружите, что критических путей стало уже два. Дальнейшее сокращение изначального критического пути больше не будет давать результата, поскольку второй критический путь будет определять общую продолжительность проекта в 8,5 месяцев. В таком случае, для дальнейшего сокращения сроков потребуется ускорять работы уже двух путей (или общие для них работы, если будет такая возможность).

Другой причиной, по которой может измениться критический путь, является запаздывание работ на некритическом пути. В рассмотренном выше примере предположим, что одна из 19 работ пути продолжительностью 8,5 месяцев длилась на три недели дольше, чем было запланировано. Поскольку временной резерв на этом пути составлял всего две недели, то теперь этот путь станет критическим и будет определять новую продолжительность проекта, на неделю больше изначально запланированной.

Вычисление критического пути

(2.1.7.P5)

ES – Ранний старт

EF – Ранний финиш

LS – Поздний старт

LF - Поздний финиш

Существует ручной способ вычисления критического пути. Для этого вначале необходимо определить наиболее ранние даты старта (ES) и финиша (EF) для всех работ, двигаясь по сетевой диаграмме от старта проекта к финишу (т.н. прямой проход сетевой диаграммы). Затем, двигаясь от финиша проекта к старту (обратный проход сетевой диаграммы), необходимо определить допустимые наиболее поздние даты завершения (LF) и старта (LS) каждой работы. Разница между наиболее ранней и наиболее поздней датами старта работы как раз и является ее временным резервом (то же самое относится и к разнице между наиболее ранней и наиболее поздней датами финиша). Определив таким образом последовательность работ с нулевым резервом времени, Вы, тем самым, и найдете критический путь.

Прямой проход по сетевой диаграмме начинается с первой работы и заключается в нахождении наиболее ранних дат начала (ES) и завершения (EF) каждой работы.

Обратный проход по сетевой диаграмме начинается с последней работы и заключается в нахождении наиболее поздних допустимых дат завершения (LF) и начала (LS) каждой работы, при которых проект все еще завершился бы вовремя.

К счастью, практически все программные средства автоматизации управления проектами выполнят расчет критического пути за Вас. Поскольку большинство средних проектов и все большие проекты нуждаются в применении средств автоматизации для управления графиком, используйте эту возможность. Для малого проекта критический путь бывает просто очевиден без каких-либо дополнительных вычислений.

Свободный резерв, резерв пути и общий резерв

(2.1.7.P6)

При рассмотрении временных резервов проекта встречаются три термина: свободный временной резерв, временной резерв пути и общий временной резерв. Свободный временной резерв относится к отдельной работе или задаче. Он обозначает максимальное количество времени, на которое может запоздать работа, прежде чем это опоздание начнет сказываться на работе - последователе. Например, если работа В может стартовать с задержкой до 5 дней после того, как завершится работа - предшественник А, не влияя при этом на сроки своей работы - последователя С, то свободный временной резерв работы В составляет 5 дней.

Понятие временного резерва пути подобно свободному временному резерву, но относится к определенному пути в графике проекта. Этот резерв совместно используют все работы данного пути. Если одна из работ уменьшит этот резерв, то такое уменьшение отразится и на временных резервах остальных работ данного пути. Например, представим себе путь из трех работ А, В и С, каждая из которых имеет свободный временной резерв 5 дней. Таким образом, временной резерв пути также будет составлять 5 дней. Если работа А будет начата и завершена вовремя, то свободный временной резерв работ В и С останется неизменным, 5 дней. Однако, если выполнение работы А задержится на три дня, то временной резерв пути уменьшится до двух дней, и оставшиеся работы В и С данного пути будут также иметь свободный временной резерв два дня. В предельном случае, предположим, работа А завершилась бы с опозданием 5 дней. При этом, у работ В и С свободный временной резерв сократился бы до нуля, а данный путь стал бы критическим, поскольку нулевым стал бы временной резерв пути. Таким образом, подчеркнем еще раз, временной резерв пути принадлежит в равной мере всем расположенным на этом пути работам.

Общим временным резервом проекта называют общее количество резервов времени на всех путях сетевого графика проекта. Если у Вас много общего временного резерва, то это предоставляет больше возможностей для маневра ресурсами в случае необходимости скорректировать ход проекта. Если же общий временной резерв будет мал, то Ваш проект окажется более подвержен рискам графика, у критического пути будет больше шансов измениться в ходе выполнения, а у Вас будет меньше свободы для переназначения ресурсов. Вместе с тем, обладание слишком большим общим временным резервом также имеет свои негативные последствия, о которых упоминается в других разделах сайта. Поэтому, оптимальный общий временной резерв будет зависеть от характера конкретного проекта и специфики организации, в которой проект выполняется.

[Пред. страница - 2.1.6 Счета затрат]   [След. страница - 2.1.8 Создание Плана управления графиком]