4.2.1 Причинно-следственный анализ
(4.2.1.P1)
Данный прием решения проблем применяется для анализа комплексных проблем, зависящих от множества причин. Ключевым аспектом приема является применение причинно-следственной диаграммы, иначе известной как диаграма Ишикавы (по имени японского профессора Каору Ишикава, впервые применившего ее в 1943 году) и даже как диаграмма "Рыбьи кости" (от английского названия Fishbone diagram). Удобства данного приема в следующем:
-
Он позволяет анализировать одновременно различные категории причин проблемы.
-
Прием поощряет креативность при мозговом штурме.
-
Он обеспечивает наглядное структурированное представление причин комплексной проблемы.
Построение диаграммы Ишикавы
(4.2.1.P2)
Предположим, Вам предстоит нарисовать диаграмму Ишикавы на листе бумаги. С равным успехом это можно делать на доске, в редакторе диаграмм, и т.п. Диаграмма Ишикавы строится в следующем порядке.
-
Запишите название проблемы на правом краю листа. Название может относиться к проблеме или к ее симптому, сейчас Вы еще можете быть в этом не уверены.
-
Проведите слева направо длинную стрелку, упирающуюся в название проблемы. Эта стрелка будет слухить "хребтом", от которого станут выстраиваться будущие категории причин и причины.
|
-
Идентифицируйте основные категории потенциальных причин, которые могли бы повлиять на появление проблемы. Примерами таких категорий могут быть люди, процессы, материалы, оборудование, окружающая среда и т.п. Лучше всего такая работа делается с помощью мозгового штурма, поэтому сейчас незачем беспокоиться, реально влияющие категории и причины Вы рассматриваете или гипотетические. Просто придумайте, сколько сможете, и отметьте категории стрелками, направленными к "хребту". Предусмотрите достаточно места, чтобы между стрелками категорий затем еще уместились стрелки второго уровня, детализирующие найденные категории причин.
|
-
Продолжайте мозговой штурм для поиска возможных причин проблемы, относящихся к каждой категории. Обозначайте их стрелками, упирающимися в стрелки причин.
|
-
Иногда окажется, что найденная причина включает в себя еще более детальные причины. Отмечайте их стрелками, упирающимися в исходную более общую причину. Практически, для таких диаграмм бывает пределом три уровня детализации.
-
Когда Вы закончите мозговой штурм и нарисуете достаточно много стрелок, приступайте к анализу собранных гипотез. Оцените каждую основную причину и все детельные причины, в нее включенные. Учтите, что мозговой штурм предоставил Вам только "сырой материал" для размышлений. Сейчас Вы должны отсеять все лишнее и выбрать те причины, которые действительно влияют на возникновение проблемы. Обведите отобранные причины маркером для дальнейшего исследования.
-
Если Ваша команда не находит единства в отборе реальных причин, используйте голосование и рейтингуйте причины, чтобы выбрать наиболее вероятные.
-
Обсудите, как влияет на проблему каждая из помеченных маркером причин, и что ей можно противопоставить.
-
Составьте план действий для устранения помеченных причин проблемы. Учтите, что бывают несколько причин, которые взаимодействуют между собой и создают кумулятивный эффект. План действий должен эти взаимосвязи учитывать. Если выявленные причины все еще сложны для поиска решений или информации по ним недостаточно, назначьте кого-нибудь для дальнейшего исследования после завершения рабочей встречи.
Прочие правила причинно-следственного анализа
(4.2.1.P3)
Используйте следующие несложные правила, чтобы повысить эффективность рабочей встречи по причинно-следственному анализу.
-
Убедитесь, что все участники согласны, какую проблему они собрались решать. Мозговой штурм превращается в хаос, если его участники пытаются решать разные проблемы.
-
Используйте формальные приемы мозгового штурма, чтобы быстро получить исходный список потенциальных причин. Все идеи должны быть учтены. Обсуждение допускается лишь в том объеме, чтобы понять, о чем идет речь. Обсуждать правильность идей запрещено.
-
Может проявиться тенденция переходить сразу от причин к их устранению. Убедитесь, что Вы выявили все потенциальные причины и подведите черту, а только затем переходите к обсуждению действий по решению проблемы.
-
Обеспечьте, чтобы все участники встречи хорошо видели диаграмму Ишикавы и все зависимости были понятны.
-
Не делайте диаграмму слишком перегруженной. Если одна из категорий начинает доминировать над остальными, перенесите ее на другую диаграмму.
-
Обращайте внимание на причины, повторяющиеся в различных категориях. Это может быть признаком коренной причины.
[Пред. страница - Управляй неотложными вопросами / Приемы] [След. страница - Анализ коренной причины]