[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

4.2.1 Причинно-следственный анализ

(4.2.1.P1)

Данный прием решения проблем применяется для анализа комплексных проблем, зависящих от множества причин. Ключевым аспектом приема является применение причинно-следственной диаграммы, иначе известной как диаграма Ишикавы (по имени японского профессора Каору Ишикава, впервые применившего ее в 1943 году) и даже как диаграмма "Рыбьи кости" (от английского названия Fishbone diagram). Удобства данного приема в следующем:

Построение диаграммы Ишикавы

(4.2.1.P2)

Предположим, Вам предстоит нарисовать диаграмму Ишикавы на листе бумаги. С равным успехом это можно делать на доске, в редакторе диаграмм, и т.п. Диаграмма Ишикавы строится в следующем порядке.

  1. Запишите название проблемы на правом краю листа. Название может относиться к проблеме или к ее симптому, сейчас Вы еще можете быть в этом не уверены.

  2. Проведите слева направо длинную стрелку, упирающуюся в название проблемы. Эта стрелка будет слухить "хребтом", от которого станут выстраиваться будущие категории причин и причины.

  1. Идентифицируйте основные категории потенциальных причин, которые могли бы повлиять на появление проблемы. Примерами таких категорий могут быть люди, процессы, материалы, оборудование, окружающая среда и т.п. Лучше всего такая работа делается с помощью мозгового штурма, поэтому сейчас незачем беспокоиться, реально влияющие категории и причины Вы рассматриваете или гипотетические. Просто придумайте, сколько сможете, и отметьте категории стрелками, направленными к "хребту". Предусмотрите достаточно места, чтобы между стрелками категорий затем еще уместились стрелки второго уровня, детализирующие найденные категории причин.

  1. Продолжайте мозговой штурм для поиска возможных причин проблемы, относящихся к каждой категории. Обозначайте их стрелками, упирающимися в стрелки причин.

  1. Иногда окажется, что найденная причина включает в себя еще более детальные причины. Отмечайте их стрелками, упирающимися в исходную более общую причину. Практически, для таких диаграмм бывает пределом три уровня детализации.

  2. Когда Вы закончите мозговой штурм и нарисуете достаточно много стрелок, приступайте к анализу собранных гипотез. Оцените каждую основную причину и все детельные причины, в нее включенные. Учтите, что мозговой штурм предоставил Вам только "сырой материал" для размышлений. Сейчас Вы должны отсеять все лишнее и выбрать те причины, которые действительно влияют на возникновение проблемы. Обведите отобранные причины маркером для дальнейшего исследования.

  3. Если Ваша команда не находит единства в отборе реальных причин, используйте голосование и рейтингуйте причины, чтобы выбрать наиболее вероятные.

  4. Обсудите, как влияет на проблему каждая из помеченных маркером причин, и что ей можно противопоставить.

  5. Составьте план действий для устранения помеченных причин проблемы. Учтите, что бывают несколько причин, которые взаимодействуют между собой и создают кумулятивный эффект. План действий должен эти взаимосвязи учитывать. Если выявленные причины все еще сложны для поиска решений или информации по ним недостаточно, назначьте кого-нибудь для дальнейшего исследования после завершения рабочей встречи.

Прочие правила причинно-следственного анализа

(4.2.1.P3)

Используйте следующие несложные правила, чтобы повысить эффективность рабочей встречи по причинно-следственному анализу.

[Пред. страница - Управляй неотложными вопросами / Приемы]   [След. страница - Анализ коренной причины]