[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

9.2.4 Статистический контроль процессов

(9.2.4.P1)

Метод статистического контроля процесса (Statistical Process Control, SPC) предоставляет возможность объективно, опираясь на фактические данные вынести суждение о приемлемости качества производимой продукции. Данный метод основан на тестировании, испытаниях или рассмотрении большого количества однородных результатов поставки проекта. Если Ваш проект производит небольшое число результатов, не похожих друг на друга, то данный метод Вам не подходит. В остальных случаях, статистический контроль процесса может Вам помочь определить, насколько Ваш процесс способен производить качественную продукцию.

Статистический контроль также позволяет понять, насколько Ваш процесс "контролируем", то есть способен непрерывно производить результаты с предсказуемыми характеристиками и уровнем качества. Если процесс "сбоит" и выпускает результаты с нестабильными характеристиками и показателями качества, то он считается "неконтролируемым". С помощью статистического контроля Вы достаточно быстро установите, если Ваш процесс начнет терять свою контролируемость.

Как мы уже отметили, статистический контроль процесса предполагает текущий контроль выхода процесса. Данный прием помогает команде проекта или компании в следующем :

  • Достаточно рано идентифицировать появление критической проблемы в процессе

  • Снизить нестабильность продукции

  • Определить возможности процесса

  • Оптимизировать процесс

  • Определить надежность результатов.

Хотя статистический контроль процесса кажется понятным и простым методом, его реализация не так проста. Он требует регулярного тестирования выходной продукции, регулярной статистической обработки результатов тестирования, а также грамотной интерпретации результатов, чтобы понять состояние контролируемого процесса.

Контрольные диаграммы

(9.2.4.P2)

Использование контрольных диаграмм является ключевым моментом в статистическом контроле процесса, хотя его можно реализовать и другими способами. Контрольная диаграмма - это график с горизонтальной осью, представляющей номер образца продукции или время испытания. Вертикальная ось отображает контролируемый параметр (или показатель качества). На графике проложена центральная горизонтальная линия, соответствующая целевому значению контролируемого параметра, и две горизонтальные линии, обозначающие верхнюю и нижнюю границы допуска этого параметра.

На контрольной диаграмме центральная горизонталь CL (Control Line) представляет целевое значение процесса. Верхняя и нижняя границы допуска обозначены, соответственно, UCL (Upper Control Limit) и LCL (Lower Control Limit).

Контрольная диаграмма отображает данные, собранные в ходе испытаний выхода процесса (рисунки ниже). Если все точки на диаграмме располагаются между границами допусков, то процесс признается "контролируемым".

Для "контролиремого" процесса результаты всех испытаний располагаются внутри границ допуска.

Если находятся точки, выходящие за оду или обе границы допусков, то процесс признается "неконтролируемым".

Для "неконтролируемого процесса характерно одно или более из следующих событий:

  • Одна или более точек находятся вне границ допусков

  • Восемь точек подряд по одну сторону от контрольной (центральной) линии

  • Необычное или неслучайное чередование результатов испытаний

  • Тенденция к повышению или к понижению на семи точках подряд.

Если команда проекта обнаружит на своей контрольной диаграмме одну из названных выше ситуаций, то им следует установить причину и принять меры к тому, чтобы вернуть процесс в состояние "контролируемый".

Часто высказывается мнение, что хотя статистический контроль процесса и показывает объективную картину, его применение в принятии решений носит, скорее, субъективный характер. Как интерпретировать результаты контроля и какие принять решения - дело конкретного менеджера проекта. Простое проставление точек на контрольной диаграмме не улучшит качество и не предотвратит проблему с процессом. Польза от рассмотренного метода полностью зависит от того, как будет использована полученная информация.

Важно отметить, что даже в том случае, если Вы будете стремиться сделать свой процесс идеальным, Вы никогда не достигнете такого состояния. Человеческий фактор, несовершенная техника и инструменты, износ оборудования и нештатные ситуации всегда будут приводить к какой-то вариабельности. Вы можете сближать границы допуска все ближе и ближе, совершенствуя процесс и инструменты. Но вариабельность никогда не станет нулевой.

[Пред. страница - Вопросы обеспечения качества]   [След. страница - Управляй качеством / Краткая справка]