Глоссарий

Выходной продукт (Deliverable) – какой-либо реальный (ощутимый, явный, материальный) результат, произведенный проектом. Это может быть документация, план, компьютерная система, здание или сооружение, самолет и т.п. Внутренняя выходная продукция производится проектом для внутреннего использования проектной командой. Внешняя выходная продукция создается для клиентов и других внешних заинтересованных сторон.

Диаграмма Гантта (Gantt chart) – графическая диаграмма, в которой работы представлены блоками, показывающими продолжительность работ во времени. Начало и конец блока соответствуют началу и завершению работы.

Допущение (Assumption) – это внешние условия или события, которые обязательно должны иметь место для того, чтобы проект был успешным. Если Вы полагаете, что такого рода событие или условие, скорее всего, будет иметь место, то его следует рассматривать, как допущение (но не риск!). Если это событие или условие подконтрольно проектной команде, например – завершение испытаний к определенной дате, то это не допущение. Это часть намерений или подхода к работе. Если вероятность события – 100%, то это также не допущение, поскольку здесь нет никаких случайностей или рисков. Это просто факт. Примерами допущений могут служить такие утверждения, как «финансирование и другие ресурсы будут доступны по мере необходимости» или «новая версия программного обеспечения будет доступна для пользователей к моменту начала стадии Разработка». Это упрощенное определение допущения. Более точное и исчерпывающее определение дано в разделе 7.1.3 Допущения и риски.

Жизненный цикл (Lifecycle) – термин, определяющий технологию (процесс) создания и сопровождения выходной продукции проекта. Поскольку у проекта есть дата начала и дата завершения, долговременное сопровождение выходной продукции проекта обычно осуществляется уже после его завершения. Для проектов создания программного обеспечения, весь жизненный цикл может содержать планирование, анализ, дизайн, конструирование/тестирование, внедрение и поддержку.

Заинтересованная сторона (Stakeholder) – особые лица или группы, имеющие свой интерес в результатах проекта. Обычно заинтересованные стороны находятся внутри компании и могут представлять внутренних клиентов, менеджмент, сотрудников, администраторов и т.п. У проекта также могут быть и внешние заинтересованные стороны, в т.ч. поставщики, инвесторы, общественные группы, государственные органы.

Заказчик (Customer) – Лицо или группа, являющиеся прямыми владельцами (бенефициарами) результата проекта или услуги. Это люди, для которых непосредственно предпринимается данный проект. Непрямых бенефициаров, скорее всего, следует считать заинтересованными сторонами или стейкхолдерами. Если упомянутое лицо или группа является частью Вашей компании, то технология TenStep называет их клиентами (“clients”). Если эти люди находятся за пределами Вашей компании, то в технологии TenStep они называются заказчиками (“customers”).

Клиент (Client) – Лицо или группа, являющиеся прямыми владельцами (бенефициарами) результата проекта или услуги. Это люди, для которых непосредственно предпринимается данный проект. Непрямых бенефициаров, скорее всего, следует считать заинтересованными сторонами или стейкхолдерами. Если упомянутое лицо или группа является частью Вашей компании, то технология TenStep называет их клиентами (“clients”). Если эти люди находятся за пределами Вашей компании, то в технологии TenStep они называются заказчиками (“customers”).

Контрольная точка/Веха (Milestone) – событие графика, обозначающее завершение существенного выходного продукта или набора взаимосвязанных выходных продуктов. Собственно веха (контрольная точка графика) по определению имеет нулевую продолжительность и трудоемкость. Веха сама по себе прямо не ассоциирована с какой-либо работой. Это просто флажок в плане проекта, обозначающий завершение некоторой другой работы или совокупности работ. Обычно вехи используются в качестве контрольных точек для проверки выполненной и оценки оставшейся работы по проекту. Они также используются как высокоуровневый срез достигнутого в проекте прогресса для вышестоящего руководства. Во многих случаях вехи обозначают решения, которые необходимо принять в данной контрольной точке. Обычно основой для вехи является не календарь, а завершение работ над одним и более выходных продуктов.

Критический путь (Critical Path) – Цепочка связанных работ на графике, своевременное завершение которых является необходимым условием своевременного завершения всего проекта. Эта цепочка в плане работ является наиболее длинной по продолжительности. Если хотя бы одна работа критического пути задержится на один день, то и весь проект обязательно опоздает на один день (разумеется, если только сроки других работ критического пути при этом не сократятся на один день).

Критический фактор успеха (Critical Success Factor) – какое-либо событие или условие, возникновение которого является обязательным для достижения целей проекта.

Неотложный вопрос (Issue) – формально определенная будущая проблема, которая будет негативно сказываться на прогрессе проекта и не может быть полностью устранена менеджером и командой проекта без сторонней помощи.

Объем / Содержание (Scope) – это способ описания предметных границ Вашего проекта. Объем описывает, что является выходной продукцией проекта, а что не является. Для достаточно крупных проектов объем также описывает затрагиваемые проектом организации (подразделения), транзакции, типы данных и пр. Более детальное определение объема проекта приведено в разделе 5.0.1 Объем проекта.

Ограничения (Constraints) – внешние барьеры, неподконтрольные проектной команде, которыми нужно управлять извне. Это – не обязательно проблемы, и это – не обязательно риски. Тем не менее, руководителю проекта следует знать об ограничениях, в пределах которых должен выполняться проект. Например, ограничения по срокам могут говорить о том, что определенные события (в т.ч. – завершение проекта) должны произойти к определенной дате. Практически всегда ресурсы также являются серьезным ограничением, по крайней мере – их никогда не бывает в неограниченных количествах. К примеру, как только бюджет Вашего проекта утвержден, он становится ограничением, которого проект должен придерживаться.

Программа (Program) – «зонтичная» структура, учрежденная для управления группой взаимосвязанных проектов. Собственно программа не производит какой либо проектной продукции. Все это делают сами проектные команды. Предназначение программы состоит в общем руководстве группой проектов с тем, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между ними, объединить клиента и проектные команды общей целью, дать им единый центр коммуникаций и определить, как должен выполняться каждый отдельный проект для успешного завершения всей работы.

Проект (Project) – затея, нацеленная на выпуск определенного уникального продукта или набора продуктов. Проект имеет специфицированные даты начала и завершения, конкретные цели и специально выделенные для выполнения работ ресурсы. Руководитель проекта полностью отвечает за него и наделяется для этого соответствующими полномочиями. Проект считается завершенным, когда его цели достигнуты. Детальное определение проекта приведено в разделе 1.0.1 Что такое проект?.

Проектная команда (Project Team) – человеческие ресурсы, привлекаемые на постоянной (полное рабочее время) или временной (по совместительству) основе для работы над выходной продукцией проекта. Члены проектной команды обязаны:

  • Понимать суть задания, которое предстоит выполнить
  • Детально спланировать порученные работы
  • Завершать порученные работы в пределах бюджета, в заданные сроки и качественно
  • Информировать руководителя проекта о возникающих вопросах, изменениях объема, рисках и проблемах качества
  • Упреждающе управлять ожиданиями заинтересованных сторон и коммуницировать по вопросам текущего статуса работ

Проектная команда может состоять из человеческих ресурсов одного или разных функциональных подразделений одной или нескольких организаций. Наличие в проектной команде представителей различных функциональных подразделений свидетельствует о том, что Ваша организация использует матричную структуру управления проектами.

Работа (Activity) – в рамках технологии TenStep под работой (activity) понимается наименьшая единица всей работы, идентифицированная в Графике проекта. В других методологиях работа (activity) может разбиваться еще на более мелкие части, называемые задачами или заданиями (tasks).

Риск (Risk) – некоторые внешние обстоятельства или события, которые не должны иметь место для того, чтобы проект был успешным. Если у Вас складывается впечатление, что такое событие или обстоятельство с той или иной степенью вероятности может иметь место, то это – риск (в отличие от допущения). Идентификация таких обстоятельств и событий в виде рисков увеличивает их прозрачность и дает возможность разработать и ввести в действие упреждающий План управления рисками. Это упрощенное определение риска. Более точное определение дано в материалах Шага 7 Управляй рисками.

Руководитель программы (Program Manager) – лицо, уполномоченное управлять программой. Здесь и далее имеется в виду ролевая функция. Менеджер программы может кроме этого отвечать за один или несколько проектов внутри программы. То есть одно и то же лицо может быть как руководителем этих проектов, так и менеджером всей программы. Руководитель программы ведет общее планирование и управление программой. Все руководители проектов внутри программы отчитываются перед менеджером (руководителем) программы.

Руководитель/Менеджер проекта (Project Manager) – лицо, имеющее полномочия для управления проектом. Эти полномочия включают ведущую роль при планировании и выпуске выходной продукции проекта. В обязанности менеджера проекта входит руководство исполнением бюджета и плана работ, а также всех предусмотренных Процедур управления проектом (управление изменениями, урегулирование вопросов и проблем, менеджмент рисков и т.п.). Детально обязанности и роль руководителя проекта описаны в разделе 1.0.2 Роль менеджера проекта.

Руководящий комитет (Steering Committee) – как правило, группа высокопоставленных представителей заинтересованных сторон, отвечающих за общую постановку задач и принятие стратегических решений. Руководящий комитет не подменяет собой Спонсора проекта, но позволяет увеличить стратегический вклад проекта и эффект от его реализации в масштабах всей организации. Как правило, руководящий комитет проекта включает представителей высшего руководства организации, выражающих интересы всех прямых клиентов и непрямых заинтересованных сторон проекта.

Соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA) – соглашение о предоставляемом уровне сервиса между провайдером и потребителем этого сервиса.

Спонсор (Sponsor)  / Главный спонсор (Executive Sponsor) / Спонсор проекта (Project Sponsor) – лицо или группа лиц обладающие исключительными полномочиями в отношении данного проекта. Главный спонсор обеспечивает финансирование проекта, урегулирует вопросы/проблемы, одобряет изменения в объеме проекта, утверждает существенные выходные продукты (результаты) и осуществляет высокоуровневое общее руководство. Он (она) также отстаивает интересы проекта внутри организации. В зависимости от типа проекта и положения Главного спонсора в организации, он (она) может делегировать полномочия повседневного тактического управления Спонсору проекта. В таком случае Спонсор проекта является представителем Главного спонсора, действующим на каждодневной основе, и имеет право принятия решений по большинству вопросов, требующих участия Спонсора. Если требуется довольно сложное и ответственное решение, то Спонсор проекта адресует его Главному спонсору.

Стадия или фаза проекта (Project Phase) – наиболее значимая логически сгруппированная часть работ по проекту. Стадия часто предусматривает выпуск существенного выходного продукта или набора выходных продуктов. При создании информационной системы, например, стадиями проекта могут быть планирование, анализ, дизайн, разработка и тестирование, внедрение.

Стандарт (Standard) – требуемый подход к производству работ или выполнению задач, использованию продукта и т.п. Во многих случаях под стандартом также понимается передовая практика, которой необходимо придерживаться для увеличения шансов на успех.

Функциональный руководитель (Functional Manager) – менеджер, перед которым Вы отчитываетесь в рамках функционального контура Вашей организации. Обычно это лицо, которое оценивает производительность, эффективность и качество Вашей работы. Руководитель проекта может быть также и функциональным менеджером, но это необязательно. Если Ваш менеджер проекта и функциональный руководитель – разные люди, то скорее всего, Ваша организация использует матричную структуру управления.

Целевая установка/Цель (Objective) – конкретная формулировка того, что будет достигнуто в результате выполнения проекта. Целевая установка должна быть сформулирована подробно и таким образом, чтобы ее достижение можно было проверить в конце проекта. Хорошо написанная цель всегда Конкретна (Specific), Измерима (Measurable), Достижима (Attainable/Achievable), Реалистична (Realistic) and Ограничена во времени (Timebound) – (SMART). Более детальное определение смотрите в разделе 1.2.1 Определи работу / Назначение и цели проекта.

Шаблон (Template) – готовые формы, содержащие стандартный текст и пространство для заполнения со стандартной информацией (пояснениями). Шаблоны экономят время на форматирование документа. Они также позволяют представлять информацию в стандартизованной, легко воспринимаемой читателем форме.