A6.1 Сравнение Процесса TenStep с Руководством PMBOK®, Четвертое издание (2008)

(A6.1.P1)

Каждая методология имеет собственный подход к систематизации процессов, процедур, передовых практик и шаблонов документов, необходимых для успешного управления проектами. Если внимательно к ним присмотреться, то Вы обнаружите во всех методологиях очень много похожего. Естественно, будут и различия, но принципиальных среди них Вы, скорее всего, не обнаружите.

Одна из наиболее известных моделей управления проектами изложена в стандарте "Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®)", разработанном Институтом Управления Проектами (Project Management Institute, США). Руководство PMBOK® содержит огромный объем ценной информации, обобщающей передовой опыт множества успешных проектов, и включает почти все те же процессы, что и методология TenStep. В то же время, между ними существуют различия в компоновке информации и в расставляемых акцентах. Руководство PMBOK® предоставляет отлично структурированный набор областей знаний, необходимых менеджеру проекта, чтобы быть успешным, но не является методологией в полном смысле этого слова и не может использоваться непосредственно как руководство по управлению проектом.

Процесс TenStep можно скомпоновать в группы процессов подобно Руководству PMBOK®.

В 2004 г. в очередном выпуске журнала PMNetwork, издаваемого PMI, в редакционной статье, посвященной выходу Руководства PMBOK®, Третьего издания было подчеркнуто: "Руководство PMBOK® не является методологией, практическим руководством или конкретным набором процедур" (The PMBOK® Guide is not a methodology, a how-to or a specific set of procedures). Например, там приведено много важных определений, но нет процедур, шаблонов, приемов использования, примеров передового опыта, моделей и многих других элементов полноценной методологии. Есть входы и выходы, но они не все и не всегда будут необходимы при реальном управлении Вашим проектом.

С другой стороны, в Процессе TenStep нет ничего, что бы противоречило Руководству PMBOK®. Более того, Процесс TenStep может быть полностью спроецирован на девять областей знаний и пять групп процессов Руководства PMBOK®. Поскольку многие из читателей Процесса TenStep хорошо знакомы с Руководством PMBOK® (или даже сертифицированы как PMP®), ниже мы приведем именно такую проекцию. Вместе с тем, на наш взгляд, Процесс TenStep более удобен для практической реализации, поскольку изначально разработан в виде процесса, а не набора областей знаний.

Те же читатели, которые предпочли бы использовать модель Руководства PMBOK® как основу для выстраивания процессов управления своими проектами, могут обратиться к нашему продукту TenStep PB Framework™, доступному на сайте www.TenStepPB.com. Этот продукт включает все содержание Процесса TenStep, упорядоченное по группам процессов и областям знаний в формате Руководства PMBOK®.

Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) Fourth Edition

Процесс Управления Проектами TenStep

4. Управление интеграцией проекта

4.1 Разработка Устава проекта

Согласно PMBOK® Guide Устав проекта содержит информацию, необходимую для авторизации проекта. В Процессе TenStep Устав используется, чтобы определить работу и приступить к выполнению проекта.

4.2 Разработка плана управления проектом

План управления проектом рассматривается в разделе Шаг 1 - Определи работу и наполняется по мере выполнения последующих шагов.

4.3 Руководство и управление исполнением проекта

Представляет собой исполнение Плана управления проектом. Управление работами, предусмотренными графиком проекта, описывается в Шаге 3 - Управляй графиком и бюджетом. Каждый из разделов Плана управления проектом выполняется в соответствующих шагах процесса TenStep, как например, 4.0 Управляй неотложными вопросами, 5.0 Управляй изменениями, и т.п.

4.4 Мониторинг и управление работами проекта

Мониторинг и контроль выполнения работ проекта описывается в Шаге 3 - Управляй графиком и бюджетом.

4.5 Общее управление изменениями

Описывается в Шаге 5 - Управляй изменениями.

4.6 Закрытие проекта или фазы

Завершение и закрытие проекта относится к разделу 90.0 Закрытие проекта. Завершение фазы проекта является частью Шага 3 - Управляй графиком и бюджетом.

5. Управление содержанием проекта

5.1 Сбор требований

Шаг 1 - Определи работу - предполагает сбор высокоуровневых требований к проекту и его результатам поставки как основу для последующей разработки Устава проекта и Плана управления проектом.

5.2 Определение содержания

Шаг 1 - Определи работу - Содержание (объем) проекта определяется в одном из разделов Устава проекта.

5.3 Создание иерархической структуры работ (ИСР)

Согласно Шагу 2 - Составь график и бюджет - создание структуры декомпозиции работ (СДР, WBS) является обязательной частью разработки графика проекта.

5.4 Подтверждение содержания

Данный процесс предусматривает рассмотрение и утверждение клиентом основных результатов поставки проекта. В Процессе TenStep эта работа является частью Контроля качества и Критериев приемки, относящихся к Шагу 9 - Управляй качеством. Кроме того, фактическая верификация результатов должна также выполняться при Рассмотрении вех, которое относится к Шагу 3 - Управляй графиком и бюджетом.

5.5 Управление содержанием

Управление изменениями содержания (объема) проекта является частью Шага 5 - Управляй изменениями.

6. Управление сроками проекта

6.1 Определение состава операций

Определение операций нижнего уровня является частью Шага 2 - Составь график и бюджет.

6.2 Определение взаимосвязей операций

Определение взаимосвязей (взаимозависимостей) операций является частью Шага 2 - Составь график и бюджет.

6.3 Оценка ресурсов операций

Оценивание потребности операций в ресурсах является частью Шага 2 - Составь график и бюджет.

6.4 Оценка длительности операций

Оценивание длительности операций является частью Шага 2 - Составь график и бюджет.

6.5 Разработка расписания

Является частью Шага 2 - Составь график и бюджет.

6.6 Управление расписанием

Является частью Шага 3 - Управляй графиком и бюджетом.

7. Управление стоимостью проекта

7.1 Стоимостная оценка

Является частью Шага 2 - Составь график и бюджет

7.2 Разработка бюджета расходов

Является частью Шага 2 - Составь график и бюджет

7.3 Управление стоимостью

Является частью Шага 3 - Управляй графиком и бюджетом

8. Управление качеством проекта

8.1 Планирование качества

Планирование качества является частью Плана управления проектом, создаваемого на Шаге 1 - Определи работу. Содержание Плана управления качеством рассмотрено в разделе 9.0 Управляй качеством.

8.2 Процесс обеспечения качества

Является частью Шага 9 - Управляй качеством

8.3 Процесс контроля качества

Является частью Шага 9 - Управляй качеством

9. Управление человеческими ресурсами проекта

9.1 Планирование человеческих ресурсов

Планирование потребности проекта в различных категориях персонала осуществляется при составлении раздела "Организационная структура" Устава проекта на Шаге 1 - Определи работу.

9.2 Набор команды проекта

Является частью Шага 8 - Управляй людьми.

9.3 Развитие команды проекта

Является частью Шага 8 - Управляй людьми.

9.4 Управление командой проекта

Является частью Шага 8 - Управляй людьми.

10. Управление коммуникациями проекта

10.1 Идентификация заинтересованных сторон

Является частью Шага 1 - Определи работу.

10.2 Планирование коммуникаций

Разработка Плана управления коммуникациями как части Плана управления проектом предусмотрена Шагом 1 - Определи работу и детально освещается в описании Шага 6.0 - Управляй коммуникациями.

10.3 Распространение информации

Является частью Шага 6 - Управляй коммуникациями.

10.4 Управление ожиданиями заинтересованных сторон

Анализ заинтересованных сторон - часть Шага 1 - Определи работу. Содержание Плана управления коммуникациями для каждой группы участников описано в Шаге 6 - Управляй коммуникациями.

10.5 Отчетность по исполнению

Большинство данных о производительности собирается при выполнении Шага 3 - Управляй графиком и бюджетом. Распространение отчетности рассмотрено в Шаге 6 - Управляй коммуникациями.

11. Управление рисками проекта

11.1 Планирование управления рисками

План управления рисками входит в План управления проектом, создаваемый на Шаге 1 - Определи работу.

11.2 Идентификация рисков

Относится к Шагу 7 - Управляй рисками.

11.3 Качественный анализ рисков

Относится к Шагу 7 - Управляй рисками.

11.4 Количественный анализ рисков

Относится к Шагу 7 - Управляй рисками.

11.5 Планирование реагирования на риски

Относится к Шагу 7 - Управляй рисками.

11.6 Мониторинг и контроль рисков

Относится к Шагу 7 - Управляй рисками.

12. Управление закупками проекта

12.1 Планирование закупок

Относится к Расширению Процесса TenStep в области закупок

12.2 Осуществление закупок

Относится к Расширению Процесса TenStep в области закупок

12.3 Администрирование закупок

Относится к Расширению Процесса TenStep в области закупок

12.4 Закрытие закупок

Относится к Расширению Процесса TenStep в области закупок

Иное

Управление неотложными вопросами в Руководстве PMBOK® не выделяется в отдельный процесс. Руководство PMBOK® упоминает о наличии проблем (Issues), которые могут препятствовать достижению командой поставленных целей, и могут различаться как проблемы безопасности, проблемы производительности, проблемы соответствия, и т.п. Такие упоминания встречаются в разделах 8.0 Управление качеством, 9.4 Управление командой проекта и т.д. по большинству разделов.

Процесс TenStep включает Шаг 4 - Управляй неотложными вопросами. Под неотложным вопросом понимается формально определенная проблема, которая может воздействовать на проект, но решение которой находится за пределами полномочий команды проекта.

Руководство PMBOK® не уделяет специального внимания сбору численных данных в течение проекта, а также их использованию для усовершенствования процессов или для подтверждения успешности проекта.

Процесс TenStep включает Шаг 10 - Управляй метриками, посвященный измерениям в проекте, а также использованию полученных метрик.

 
(A6.1.P2)

В приведенной далее таблице Вы можете увидеть, как Процесс TenStep соответсвует элементам Руководства PMBOK®, организованным в пять групп процессов.

"Шаги"
TenStep
Группы процессов PMBOK® Guide
Номера процессов из областей знаний PMBOK® Guide приведены красным цветом

Инициация

Планирование

Исполнение

Мониторинг и управление

Завершение

1.0 Определи работу

1.1.3.P4 Создание Устава проекта (4.1)

1.1.3.P5 Разработка плана управления проектом (4.2)
1.1.3.P2 Сбор требований (5.1)
1.1.3.P3 Определение объема
(5.2)
1.1.3.2 Идентификация заинтересованных сторон
(10.1)

 

1.1.3.P4 Подтверждение объема (5.4)

 

2.0 Составь график и бюджет

 

2.1.P5 Создание СДР (5.3)
2.1.P5 Определение работ
(6.1)
2.1.P6 Определение последовательности работ
(6.2)
2.1.P7 Оценивание ресурсов
(6.3)
2.1.P8 Оценивание продолжительности работ (6.4)
2.1.P9 Оценивание стоимости
(7.1)
2.1.P10 Разработка графика
(6.5)
2.1.P11 Разработка бюджета (7.2)

     

3.0 Управляй графиком и бюджетом

   

3.1.3.P4 Руководство выполнением работ (4.3)

3.1.3.P3 Мониторинг и контроль работ (4.4)
3.1.3.P2 Контроль графика (6.6)
3.1.3.P5 Контроль стоимости
(7.3)

 

4.0 Управляй неотложными вопросами

         

5.0 Управляй изменениями

     

5.1.3.2 Общее управление изменениями (4.5)
5.1.3 P1 Управление объемом (5.5)

 

6.0 Управляй коммуникациями

 

6.1.3.P2 Планирование коммуникаций (10.2)

6.1.3.P3 Распространение информации (10.3)
6.1.1.1 Управление ожиданиями заинтересованных сторон (10.4)

6.1.3.P4 Отчетность о производительности (10.5)

 

7.0 Управляй рисками

 

 

7.1.2.P2 Планирование управления рисками (11.1)
7.1.2.P3 Идентификация рисков
(11.2)
7.1.2.P4 Качественный анализ рисков
(11.3)
7.1.2.P5 Количественный анализ рисков
(11.4)
7.1.2.P6 Планирование реагирования на риски
(11.5)

 

7.1.2.P7 Мониторинг и контроль рисков (11.6)

 

8.0 Управляй людьми

 

8.1.1 Планирование персонала (9.1)

8.1.2 Набор команды проекта (9.2)
8.1.3 Развитие команды проекта
(9.3)

8.1.4 Руководство командой проекта (9.4)

 

9.0 Управляй качеством

 

9.1.3.P2 Планирование качества (8.1)

9.1.3.P3 Обеспечение качества (8.2)

9.1.3.P4 Контроль качества (8.3)

 

10.0 Управляй метриками

         

90.0 Закрытие проекта

       

90.0 Закрытие проекта (4.7)

Расширение Процесса TenStep в области закупок

 

1.1.3.1 Планирование закупок (12.1)

1.1.3.2 Осуществление закупок (12.2)

1.1.3 P7 Администрирование закупок (12.3)

90.0 P2 Закрытие контрактов (12.4)

[Пред. страница - Сравните Процесс TenStep]

[След. страница - Сравнение Процесса TenStep с PRINCE2®]