Сколько времени и денег потребуется для выполнения всех работ проекта? Все мы знаем, что с полным пониманием на этот вопрос можно ответить только после подписания акта выполненных работ. Но почему-то очень часто ведем себя вопреки этому знанию. В частности, предпроектные переговоры будущего заказчика с потенциальными подрядчиками нередко напоминают некогда популярное среди пенсионеров телешоу “Угадай мелодию”.

Иногда заказчику еще вполне простительно вести себя подобно ведущему этой игры. Не будучи профессионалом в вашей области, он может добросовестно заблуждаться, устраивая “качели” с двумя-тремя возможными подрядчиками. При этом заказчик манипулирует оценками конкурентов и склоняет подрядчиков к снижению стоимости проекта, полагая, что таким образом проводит своего рода тендер. Если же вдуматься, то тендер проводится в корне не так. Тендерные предложения не зря держатся в секрете от прочих участников. Да и решения в тендерах на проекты принимаются не только по ценовому параметру. Но это уже другая тема.

Реальные же последствия такой “телеигры” с проектом чаще всего плачевны и состоят в следующем. Проект статрует изначально недофинансированным и с нереальными сроками. Заказчик, вероятно, получит “суррогатный” результат, не решающий всех предусмотренных проблем. Подрядчик не получает ожидаемой прибыли. Обе стороны получают массу конфликтов, стрессов и т.п. Этот безрадостный список можно продолжать и продолжать.

Теперь традиционный вопрос: “Что делать?”.

Потенциальному подрядчику: быть максимально корректным, представляя свои оценки заказчику. Этой теме, пожалуй, стоит посвятить отдельный пост, и я обязуюсь это когда-нибудь сделать.

Будущему заказчику:
1. Максимально точно сформулировать, какие цели преследует (какие проблемы хочет решить) бизнес, заказывая проект.
2. Если есть бюджетные ограничения или критичные даты для будущего проекта, ни в коем случае не скрывать их от потенциальных подрядчиков.
3. Максимально четко обозначить границы и содержание будущего проекта. Возможно, привлечь для этого консультантов (см. например Быстрый запуск проекта).
4. Если есть такая возможность (время и квалифицированные ресурсы), провести полноценный тендер. Но и без тендера, рассматривать ценовые предложения только соотнося их с заявленными трудозатратами.
5. Без сожаления отбросить экстремальные по дешевизне предложения. Скорее всего, они либо непрофессиональны, либо сделаны без детальной проработки, либо умышленно занижены, чтобы получить доступ к вашим деньгам. Все варианты одинаково чреваты будущими проблемами.
6. Четко сознавать, за что он торгуется. Можно пытаться снизить часовую ставку специалистов подрядчика до средней по отрасли (дальше снижать рискованно, поскольку ваш проект превратится в полигон для обкатки новичков). Абсолютно не стоит “сбивать” оценку трудоемкости работ, поскольку это и будет игра в “Угадай мелодию”. Давайте вспомним: а все ли участники этой игры, победив в торге, затем действительно угадывали? Вот то-то и оно…